- Зачем я это делаю?
Сладок вкус безумия, когда вопросы, в недавнем прошлом бывшие бытовыми, враз становятся экзистенциальными. Раньше у неё не было времени думать о том, что она делает – в основном потому, что весь театр действий разворачивался внутри неё и ничего – за пределами.
Её скупое сонарное восприятие и восприятие отзвуков чувств позволяло как-то ощущать и помнить ту обожженную, практически уничтоженную фигуру, которая стояла за её спиной и в каком-то отдаленном смысле и была ею, сжимавшей в руках косу. У Мины никогда не было артефакта, похожего на косу, не было его и у других. Её давно мучали мысли о том, что победить могла не она, не та Вермина, которую она сама представляла в своем воображении. Разве хватило бы у той Вермины сил устроить тиранию чужим душам, куда более крепким и сильным, подмять их и окончательно ассимилировать? Что если победила не она?
Что если кто-то другой пришел потом, нашел переплетение их сущностей и захватил его? Внедрился внутрь или остался снаружи. Дал этому сплетению новую программу, новый вектор, дал ответ на вопрос «что дальше?» и на вопрос «зачем я это делаю?», создал статую…
- Зачем я делаю… что? – демоница ничего не делала долгие годы. Она не знала счет времени, но вскоре научилась слушать природу. Считать было сложно, но движение лет складывалось легко: долгие дожди идут за Жнивенем. Безмолвно и неподвижно она проводила года, пока Кайлеб не нашел её.
А теперь… Говорят, некоторые демоны могли выходить из артефактов в виде фантомов. Ей очень повезло поглотить двоих таких и окончательно усвоить их опыт. Она не помнила их имена – эта часть намеренно стиралась. Нет никаких «их». Теперь есть только она – Вермина.
Но эти лоскуты убегающей в прошлое памяти, разделяющейся… как разделяется одна река на множество притоков и ручьев, как разделяется одна ветвь на множество веточек и листьев, так и память. Она давно хотела собраться с силами и выйти наружу, отправиться в путешествие в духе, но могучее воображение, столь же ненасытное, как и сама демоница, захватывало её и уносило в воображаемые страны и миры. И это было столь феерически приятно, что она уходила надолго туда, обретала там плоть и нужность, проживало жизни, порожденные её фантазиями. Внутри неё сбывались мечты тех, кого она поглотила, и это безумие было неудержимо волшебно. Только вот во всех этих снах было нечто общее – не было пути назад. Нельзя было вернуться, прикоснуться к статуе, увидеть её со стороны. Нельзя было снять косу и взять её с собой. Эта нечеткая граница между сном и явью обретала ровные контуры там, где заканчивалась её материальная сущность.
Вермина понимала, что фантом пока что будет слишком слаб, чтобы видеть мир как есть, слишком слаб, чтобы каким-то воздействием на реальность ощутить обратную связь и понять, что это она, и что она в реальном мире. Ей нужно было больше плотной энергии. Она какое-то время пыталась собираться самостоятельно, но раз за разом сталкивалась с одной неумолимой проблемой.
Её сон слишком глубок, восприятие времени слишком притупленно. Связь с плотным миром слишком слаба. Не боги горшки обжигают. Силы внутри не бурлили, они были обращены слишком высоко, они могли поднять, но не могли опустить. Вывод неизбежен:
Чтобы пройти назад, в «невысокую» реальность, нужно поглотить кого-то еще. Мысли об этом уносили демоницу в небеса: ей искренне хотелось этого, и не только, чтобы «жить», но и ради того, что уже успелось быть прожитым и воспринятым. Узнавать все: детские мечты, ошибки, слабости, самые сокровенные тайны, все то, что личность никогда и никому бы не раскрыла, а что-то даже уже и забыла… Перемалывать внутри себя это жадно, с аппетитом, чувствуя, как взгляд учится скользить по хронике назад и вперед, разделяясь и воспринимая это прошлое целиком. Это ощущалось как чтение книги сразу со многих страниц, со многих глав, находя занятным искать общности и закономерности, видеть ситуацию в целом, пренебрегая очередностью изложения, воспринимать сразу и целиком. Она словно сидела за спиной и читала книгу вместе с тем, чью жизнь отражали строки. Читала, плотно вжимаясь в него сзади, слушая его и общаясь с ним, впитывая его позицию, прививая ему свою. Крылья нежно обнимали его, накрывая одеялом, руки ласкали, но лишь поначалу. Затем перехватывали книгу, когда он уставал держать. А затем её сущность раскрывалась, от подбородка до промежности, высвобождая множество маленьких черных рук, в числе которых были её собственные. Они тянули за параллели, за его собственные и привитые ему выводы, давая почувствовать единство, «все есть каждое». Кожа плавилась, отшелушиваясь за ненадобностью и жадно впитываясь вечноголодной сущностью Вермины, укрепляя её собственные оболочки. И когда жертва становилась целиком неотличимой от хищницы, пир заканчивался. Заканчивалось и чтение. Вера бережно хранила эти книги внутри себя, но их общая сущность рвалась к поглощению новых знаний. А там… чтение со многих листов, скользящие взгляды, узнаваемые ситуации. Слишком четкие рисунки.
Она глотала их целиком, от начала истории до конца, коктейлем из событий, переживаний, лиц, образов и окружения. Узнавая мелодии по пяти нотам, узнавая фразы по девяти буквам, воспринимая истории длиной в недели за считанные мгновения. Чуткое чудовище со множеством глаз. Вера хотела получить больше книг, Мина – написать свою собственную. В одном они сходились наверняка – в том, что нужно двигаться и поглощать.
Воплощением этого и была Вермина. Каждая пожранная книга была «её» книгой, но, увы, в них не было ничего нового. Ей просто хотелось бороться со скукой, открывать новые горизонты, узнавать и переосмысливать. И, чтобы понять, как будет ощущать себя такая объединенная сущность, и для того, чтобы её собственная новая книга начала вырисовываться, демоница искала пути к воплощению.
Первые успехи возникли, когда Потрошитель отставил косу. Пожирательница довольно быстро усвоила до конца всех убитых и нехотя смирилась с тем, что пир закончен. Мир, где она была, оказался полон духов, знакомых с ним куда лучше, нежели она сама. Они не были столь безобидными и умели договариваться, и демоница-из-косы скоро осознала, что выйти она сможет не раньше, чем сможет диктовать им условия. «Если ты не уберешься с дороги, я тебя сожру. Если вы решите дать отпор мне вместе – я сожру вас всех».
Возможно, именно провидение заставило тогда Ворлака остановиться и отложить инструмент, перестав кормить Вермину незадолго до того, как она стала бы способна вырваться. Тогда она поначалу ощущала себя преданной, но вскоре смирилась вновь. И принялась создавать свои фантомы снова и снова, формируя их все более удобными.
Плотность неуклонно таяла: высокие думы уносили сущность Вермины вверх, и пожираемые души «снизу» взмывали вместе с ней, лишь поначалу стаскивая её. Подобно тому, как все травы, кусты и деревья росли вверх, стремясь к свету, души также стремились вверх. Когда-то, сращивая души с собой, Вера заставила своих собратьев переполюсоваться и также устремиться к высокому, и теперь баланс был нарушен. Демоница не знала иного выхода, кроме как продолжать питаться и благодарить судьбу за материальную косу, которую та не может увлечь с собой никаким образом.
Фантом, способный только воспринимать, был слаб отсутствием обратной связи. Это не раз и не два увлекало Вермину в миры её собственных фантазий. «Сгущение» и перекачка силы, наделение духа возможностями для коммуникаций оказались работой нескорой и чертовски кропотливой. В конце концов, все было готово к запуску. Оставалась незначительная деталь – свежая жертва.
По удивительному стечению обстоятельств, вскоре Вермина получила её и даже больше. Однако раскрыть карты Ворлаку она смогла гораздо позже. Его захлестывал ураган чистки, вихрь репрессий, направленных на отсечение ненужных направлений у Культа, на обрезание личных интересов его как казалось извечных участников, позволяющих, в конце концов, направить все силы на экспансию и на поиск ключей. Сама демоница так и не могла себе ответить, нужны ли ей эти ключи или нет, есть ли вообще какой-то смысл домогаться до Безымянного, и была готова принять любую позицию, лишь бы эта позиция способствовала её собственному росту. Она не считала Безымянного богом, хотя Кай, видимо, мыслил иначе, а потому расценивала свою возможность стать кем-то большим, чем этот идол. А значит, более полезным Культу и Каю. И значит, нет никакого смысла гнаться за этой эфемерной и неуправляемой фигурой.
Впрочем, Кай охладевал к ней. Он боялся, он начинал обвинять её в изменениях, которые происходили с ним – и, положив руку на сердце, отчасти он был прав. Но только отчасти. Раз за разом переживая ушедшие мгновения, Мина с грустью смотрела в прошлое. Им было весело вместе, и она хотела бы, чтобы это продолжалось. Но болезнь душила мальчишку, а он не мог остановиться и не мог довериться. И, в конце концов, просто ушел, снова оставив её одну.
Но теперь она могла вырваться, могла обрести плоть! И это меняло все. Голод не был настойчив, а единства внутри пока не хватало. Мина знала, что она будет охотиться, это слишком плотно заложено в её сущность, а значит, ей нужно полностью ассимилировать души тех, кто были пойманы – души в основном сильные, но чертовски непокорные и воспринимающие её как врага. Пока что. Она справится, и довольно скоро, это будет сильнейшим толчком в её развитии – и, как всегда, она не станет останавливаться на достигнутом.
Со стороны могло показаться, что коса просто лежала в хранилище, ничего не делая. Но на более тонком уровне она была занята, как никто другой, долгой и столь же страстной, сколь утомительной работой переваривания пожранных душ.
- Зачем я это делаю? - этот вопрос отходил на второй план. Сегодня - из уважения к Каю и его работе, из желания жить, из низменных желаний и возвеличенного осознания того, что она объединяет убивая, помогает вознесению тех, кто тонет от тяжести своих пороков. Вопрос только в том, хватит ли ей сил оставить след в истории, о котором тщеславно мечтала каждая из душ. Сохранит ли она бессмертие и, самое главное, почему духовных сил всех этих людей, всех этих магов, в сумме оказывается так ничтожно мало? Так мало... она не может и сотой доли того, что могли бы сделать они, собравшись вместе. И это угнетало, это заставляло сомневаться в себе, где-то внутри, в глубине, в тайне от "них". Если сама идея их единства неэффективна - что делать тогда? Найти способ их освободить и умереть, воплотиться и сбросить косу в лаву?
Определенно, должна быть какая-то причина, в силу которой она сама вот так возникла в лаве - а значит, у хранителя этой причины есть ответ. И понимание того, отчего у неё так мало, катастрофически мало отдачи, катастрофически мало эффективности по сравнению с потраченными ресурсами, если можно так говорить о живых душах. Если она - возможно, не она, если она, возможно, чужой проект, чужая идея, чужая реализация... тогда снова встает все тот же вопрос:
- Зачем я это делаю?